
Что сближает школьного учителя и университетского преподавателя, как подготовить педагогов для школы «под ключ» и как школьникам провести осенние каникулы с максимальной пользой, рассказал руководитель проекта «Образовательный кластер ЮФО», директор Академии психологии и педагоги Южного федерального университета Владимир Кирик.
Ежегодно 5 октября свыше ста государств отмечают Всемирный день учителей. Это профессиональный праздник всех работников сферы образования, когда подчеркивается роль учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей.
Директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик с 2014 года возглавляет Образовательный кластер Юга России — проект, инициированный Советом ректоров вузов ЮФО для формирования единого образовательного пространства.
«Проект имеет две стратегические инициативы: одна направлена в сообщество обучающихся — это ранняя профессиональная ориентация школьников, непрерывная траектория развития личностных и профессиональных навыков, другая - стратегическая инициатива направлена на педагогические кадры — это формирование кадрового резерва отрасли образования Юга России», — объяснил Владимир Кирик.
Руководитель проекта рассказал, что сеть кластера сейчас включает свыше 250 партнёров: это школы, колледжи, вузы и другие образовательные организации, подписавшие соглашения о сотрудничестве. 29 новых партнерских соглашений были подписаны на XIII Фестивале науки Юга России. Всего в проектах Образовательного кластера, даже не являясь его партнёрами, участвуют свыше четырёхсот организаций Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Педагогическому составу школ и техникумов Образовательный кластер ЮФО предлагает программы повышения квалификации, поддержку и трансфер авторских педагогических методик, участие в научных форумах и возможность пройти проверку своих компетенций для определения стратегии профессионального роста.
«Одним из ключевых направлений кластера является система гарантий трудоустройства педагогов. Раз в семестр проводится конкурс среди студентов педагогических направлений ЮФУ на право заключить договор о целевом обучении с образовательными организациями региона. В обмен на оплату обучения студент гарантирует, что будет проходить практику в этом учреждении, писать диплом по его тематике, а после выпуска должен будет там отработать три года. Разновидностью этого проекта является формат «Педагогический коллектив под ключ», когда вуз выпускает полноценный коллектив педагогов-предметников под строящийся объект. Мы так сделали для школ в микрорайонах Вересаево и Суворовский», — рассказал Владимир Кирик.
Ученикам школ кластер предлагает выступать на секциях Донской академии наук юных исследователей, участвовать в проекте «Университетские начальные классы», проводить каникулы на базе лабораторий ЮФУ под наставничеством аспирантов в рамках научно-проектных смен. Такие профессиональные пробы помогают школьникам выбрать свой профессиональный путь.
«Школьникам, которые заявляют о желании вступить в профильные психолого-педагогические классы, в учебный план добавляются курсы по психологии и педагогике, и они уже в школе получают квалификацию вожатых. Из 80 выпускников профильных классов в этом году 67 заключили с университетом договор о целевом обучении», — поделился Владимир Кирик.
Проект «Профильные образовательные классы» — это одна из федеральных инновационных площадок (ФИП) Минобрнауки России. Её оператором на Юге России является кафедра организационной и прикладной психологии образования АПП ЮФУ под руководством Светланы Жолудевой.
Владимир Кирик отметил, что современная система образования мотивирует школьников учиться по модели студентов, а учителей — преподавать почти как в вузе.
«В школе есть необходимость учитывать существенные возрастные особенности детей: это накладывает отпечаток на формат предоставления информации, на методику работы. Но с расширением в школах проектных форм обучения, базовой компетенцией учителя становится способность к исследовательской деятельности, это сближает педагогических и научно-педагогических работников», — отметил Владимир Кирик.
Директор Академии психологии и педагогики ЮФУ добавил, что школьника от студента отличают разные требования к уровню самоорганизации и социально-психологической компетентности. Школьная образовательная среда, стараясь только пробудить мотивацию и интерес, создаёт условия, в которых ученик не может не учиться. А университетское образовательное пространство, привлекательное за счёт своей наукоёмкой насыщенности, даёт студентам проявить себя через соревновательный механизм. Эффективность обучения в университете зависит от того, насколько полно сам студент использует возможности вуза.
«Кто-то за всё время обучения не посетит ни одной конференции, ни одной стажировки, ни одного акселератора. Такой выпускник будет уступать в конкурентоспособности однокурсникам, которые вынесут из университета всевозможный опыт за пределами базовой программы. Момент превращения личной позиции в учебную пассионарность нарастает по мере взросления: в начальной школе это практически не наблюдается, к старшей школе это становится важно — профориентационные мероприятия мы проводим, начиная с седьмого класса, и в вузе выходят на первый план», — поделился Владимир Кирик.
В начале октября на базе Южного федерального университета прошёл IV Всероссийский научно-образовательный форум с международным участием «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке». В один из дней форума состоялось заседание совета Образовательного кластера ЮФО, его ключевой тематикой стала новая модель организации проектной деятельности школьников на юге России в период школьных каникул. Запланирован запуск модернизированного варианта проектных смен школьников на базе факультетов и лабораторий ЮФУ. Ключевые события университетских смен для школьников придутся на неделю академической мобильности Южного федерального университета.
Владимир Кирик поздравил всех учителей и работников сферы образования с профессиональным праздником.
«Чтобы стать учителем важно выбрать не только профессию, но и образ жизни. Несмотря на все технологические требования и расширения компетентностного профиля учителя, быть педагогом — это прежде всего призвание. Хочется пожелать всем тем, кто давно выбрал эту профессию, и тем, кто только совершает этот выбор, никогда не разочароваться в профессии, чувствовать, что ты живёшь, служа великому призванию. Пусть это осознание вдохновляет и питает силами и желаниями», — пожелал Владимир Кирик.
Южный федеральный университет поздравляет с профессиональным праздником учителей и преподавателей, студентов, обучающихся на педагогов-предметников и учителей младших классов, а также всех выпускников ЮФУ, кто работает в школах и профессиональных учебных заведениях, передавая полученные в университете знания молодому поколению.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69824