Top.Mail.Ru
Южный федеральный университет | Пресс-центр: «Морским судам быть»: историк ЮФУ о становлении русского флота

Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
30.10.2022

«Морским судам быть»: историк ЮФУ о становлении русского флота

30.10.2022

Одной из самых важных задач, стоявших перед Россией конца XVII века, — являлся выход к Азовскому и Черному морям, а для этого необходимо было построить флот. Первый русский император Петр Великий решил эту задачу, но мало кто знает, сколько усилий было приложено во имя величия русского флота.

 

История воронежского или азовского судостроения имеет значительную историографию. В целом в ней подчеркивается важность этого события для решения задач внешней политики России. Историк российской армии и флота первой половины XVIII века Николай Петрухинцев утверждал, что строительство флота было делом более сложным и не таким успешным, как представлялось ранее.

Первый этап строительства этого флота относится к 1696-1699 годам и назывался он «кумпанским», поскольку суда строились за счет привлечения купеческих средств и помещичьих людей, объединенных в кумпанства (товарищества).

«Сначала рассчитывали построить 49 судов и галер кумпанствами и 58 за счет казны. Опыта кораблестроения не было, строительство велось на семи верфях. Часть судов строилось в Коротояке и на Хопре. Привлекались иностранные кораблестроители. Но голландцы, как оказалось, имели невысокую квалификацию, а венецианцы строили средиземноморские суда, непригодные для Дона и Азовского моря», — отмечает профессор кафедры отечественной истории средних веков и нового времени Института истории и международных отношений Людмила Мининкова.

Неудача кумпанского строительства заставила Петра I отказаться от кумпанств и перейти в 1700 году к казенному строительству. Он стремился строить не менее 20 крупных и средних судов, а в 1709 году намеревался иметь флот, равный турецкому. Вскоре выяснилось, что лесные ресурсы страны ограничены. Недостаток ресурсов, большой объем побочных работ, а также ремонтные работы привели к низкой эффективности кораблестроения, при больших вложенных в кораблестроение средствах.

По словам эксперта, качество судов было невысокое, в лучшем случае они были на ходу не более десяти лет. Опыт показал, что в войне с Турцией флот не мог играть значительной роли, и вся тяжесть войны с Турцией в 1711 году выпадала на армию, что проявилось в Прутском походе.

Более эффективен для военных действий на море в шхерах Финляндии оказался балтийский галерный флот. Были одержаны две победы русского флота, у мыса Гангут в 1714 году и острова Гренгам в 1720 году Последующее развитие флота имело место во второй половине XVIII в., когда были одержаны победы над турецким флотом в ходе войн с Османской империей.

Азов и Таганрог — два стратегически важных города, стали родоначальниками русского флота. Именно азовский флот заложил основы крупномасштабного военного кораблестроения, что впоследствии способствовало быстрому развитию Балтийского флота. Таганрог был первой русской военной базой России на воде, а в дальнейшем успешно развивался как торговый порт. Сегодня Азов — ценный артефакт для историков-археологов, студенты ЮФУ проходят археологические практики, исследуя многообразие культур и важных исторических событий, проходивших в разные времена на его территории. Современный Таганрог также пропитан историей, а Таганрогский морской торговый порт обеспечивает перевалку металла и угля, зерна и нефтепродуктов.

Сегодня российский флот играет важную роль в торговой, оборонительной и социальной сферах. Развитие флота и смежных производств занимает значительную часть в различных областях науки и технологий/

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70087

Дополнительные материалы по теме