Top.Mail.Ru
Южный федеральный университет | Пресс-центр: К слову о рождении звезд: как рождаются звезды астрономические и «звезды» — знаменитости

Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
02.11.2022

К слову о рождении звезд: как рождаются звезды астрономические и «звезды» — знаменитости

02.11.2022

Психолог, астроном и генетик ЮФУ ответили на вопрос «Как рождаются звезды?».

 

Космической телескоп «Джеймс Уэбб» передал ученым новые снимки «Столпов Творения» — скопления межзвездного газа и пыли из туманности Орел. Снимок представляет собой «очень детальный ландшафт, в котором в плотных облаках газа и пыли формируются новые звезды».

О рождении космических звезд

Первой серьезной заявкой на объяснение процесса рождения звезд была идея Исаака Ньютона о том, что под действием силы гравитации более-менее однородная газовая система будет разорвана на клочки, при сжатии которых впоследствии и рождаются звезды. Этот процесс математически описал в начале 20 века Джеймс Хопвуд Джинс. Им был получен соответствующий критерий распада среды на комки – будущие протозвезды.

«Процесс формирования звезд протекает приблизительно одинаково: это сжатие облака газа под действием силы его гравитации. Но чтобы сей процесс пошел, надо облако как-то охладить, иначе сила давления газа в нем будет препятствовать его сжатию. Охлаждение газа в основном происходит за счет его излучения. Если в среде есть тяжелые элементы – углерод, кислород и некоторые другие, а также космическая пыль, то они могут охладить облако настолько, чтобы оно стало сжиматься, превратившись в группу родившихся звезд», — отмечает профессор кафедры физики космоса Физического факультета ЮФУ Юрий Мишуров.

Можно ли воспитать талант?

В бесконечном космическом пространстве каждая звезда по-своему уникальна, так же и каждый человек на планете Земля обладает индивидуальными особенностями, и кому-то из них суждено стать «звездой».

Прежде чем ответить на это вопрос, нужно различать три термина —одаренность, талант и гениальность.

«Одаренность означает, что ребенок обладает таким складом личности, который позволит ему достичь гораздо больших успехов, чем его сверстникам. Это системное свойство личности, включающее в себя и высокие способности, и высокую мотивацию к деятельности, даже собственную инициативу в ее выполнении, и высокий творческий потенциал, и определенные личностные качества, например упорство в достижении цели. Талант же предполагает высокий уровень специальных способностей и дан он не каждому. В основе таланта лежат задатки – врожденные природные особенности, предрасположенность человека к какой-то конкретной деятельности (музыкальный слух, подвижность как свойство нервной системы). Гениальность – это высший уровень развития одаренности, гении встречаются крайне редко. Поскольку созданный гениальным человеком продукт опережает время, оценить его гениальность мы сможем спустя какое-то время, а не прямо сейчас», поясняет главный научный сотрудник Академии психологии и педагогики ЮФУ, доцент Людмила Дикая.

Эксперт замечает, что гения воспитать достаточно сложно, для этого должны быть определенные предпосылки. Вероятность воспитать талант намного выше, но при условиях, что у человека есть задатки, предрасположенность к какому-либо виду деятельности и сильная мотивация, которая способствует длительной, порой изнурительной самостоятельной работе над собой. Важную роль в воспитании таланта играют родители, история Томаса Эдисона служит отличным примером этому — учителя считали Эдисона «ограниченным» и попросили родителей забрать его из школы. Мать дала ему первое образование, при этом не сказав ему о мнении учителей, она всячески поддерживала его уверенность в себе. В результате сын стал известным изобретателем и предпринимателем.

Существует ли ген гениальности и передается ли талант по наследству?

Профессор кафедры генетики Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского Александр Усатов отмечает, что так называемого гена «таланта» не существует, поскольку талант — это широкое понятие, формирование которого контролирует не только генотип в целом, как единая, скоординированная, структурно-функциональная система, но и окружающая среда (воспитание, обучение и т.д.).

«Это объясняется общебиологическим принципом, что любой фенотип (совокупность всех признаков и свойств организма) всегда формируются под действием генотипа (совокупность всех генов организма) и среды развития. Отсюда следует, что предметно можно говорить об уровне наследования более конкретных признаков (с узкой нормой реакции), таких как, способности памяти, концентрации внимания, наличия аналитического и логического мышления и т.д.», — рассказывает генетик.

Под воздействием силы гравитации и упорства рождаются истинные звезды на небе и среди человечества!

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70133

Дополнительные материалы по теме