22 июля отмечается Всемирный день мозга.
Тема мозга всегда была интересна, еще в первобытное время в медицинских целях проводили трепанацию черепа. Сегодня же ученые решают такие задачи, как понимание принципов работы головного мозга, развитие искусственного интеллекта, создание нейроинтерфейсов «мозг – компьютер» и т.д. Но почему мозг так популярен, рассказал ученый ЮФУ.
Тему мозга стремятся познать люди разных возрастов. Взрослым мозг интересен преимущественно с прикладной точки зрения: для медицинских целей, для развития умения влиять на других людей. Для молодого поколения интересны самопознание и возможность гибко приспосабливаться к меняющемуся миру.
В разработке и применении столь популярных сейчас образовательных нейротехнологий учтены закономерности функционирования головного мозга. А поскольку эти нейротехнологии в большинстве своем геймифицированы, их применение вызывает особый интерес у обучающихся. Широко распространены в этом смысле виртуальная реальность, дополненная реальность, метавселенная», – говорит кандидат психологических наук, главный научный сотрудник Академии психологии и педагогики Людмила Дикая.
В нынешнее время вопрос популяризации темы мозга очень важен. Однако говорить о ней простыми словами, чтобы её понял как человек, занимающийся исследованиями мозга, так и человек, не знающий терминологию, достаточно сложно. Однако в ЮФУ нашли интересный способ.
«На занятиях по образовательной программе «Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности» мы даем задание магистрантам - интересно и понятно, не прибегая к специальной научной терминологии, рассказать пятилетнему ребенку о том, что происходит в мозге, например, у композитора при сочинении музыки или у ученого во время научного открытия. Не каждый сразу справляется с этой задачей. И все же популяризация темы мозга должна быть такой», – делится Людмила Дикая.
Но этот способ доступен студентам, обучающимся в вузе. А как изучать эту тему людям других специальностей, которых также интересует данная тематика? Людмила Александровна рекомендует ознакомиться с видео на проверенных платформах с онлайн-курсами:
- Coursera;
- Skillbox;
- Открытый образовательный портал UniverTV.
Однако можно и не посещать онлайн-курсы, достаточное количество лекций о мозге есть на YouTube. Видео-уроки В.А. Дубынина, К.В. Анохина, А.Я. Каплана отличаются высоким научным содержанием, а также внимания заслуживают лекции преподавателей передовых российских вузов: МГУ, Высшей школы экономики, Института психологии РАН, сотрудников Института Мозга Человека им. Н.П. Бехтеревой РАН и т.п.
«Сейчас издано много книг, написанных доступных языком, с качественными иллюстрациями. Многие мои знакомые заинтересовались изучением мозга, прочитав книги К. Фрита «Мозг и душа», В. Рамачандрана «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми». Из видео мне нравятся научно-популярные фильмы BBC, такие как «Тайны мозга - Последняя загадка», или фильм о мозговой организации творческой активности человека «Как развить творческие способности», - выделяет Людмила Дикая.
Несомненно, тема мозга будет важна и популярна всегда. В наши дни, когда технологические и социальные изменения в мире нарастают, перед человечеством встают новые вызовы.
«Сейчас много внимания уделяется образовательным нейротехнологиям. Но информации о результатах их апробирования, о доказательствах их эффективности пока мало. В рамках разработанного нами в Академии психологии и педагогики курса «Нейронауки в образовании» мы прорабатываем этот вопрос», – прокомментировала эксперт.
Человек, существуя в двух реальностях – онлайн и оффлайн, будет задаваться вопросами, что происходит в нашем мозге, как организовать его работу. Ответы на них всегда будут актуальны. И чтобы их найти, необходимо знать, к каким источникам информации ему обратиться, чтобы не наткнуться на псевдонаучные теории. Подборка, составленная кандидатом психологических наук, поможет вам разобраться в вопросах.
«Какой бы способ познания мозга Вы ни выбрали, я желаю Вам увлекательных путешествий и незабываемых открытий его тайн», – заключила Людмила Дикая.
Автор текста: Дмитрий Васин
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72656