![](/files/imagecache/newsBig/presscenter/013/e55/news_pic_id76989.jpg)
6 февраля, накануне Дня российской науки, президент России Владимир Путин провел заседание Совета по науке и образованию, а также вручил президентские премии в области науки и инноваций для молодых ученых за 2024 год.
Совет при президенте РФ по науке и образованию — совещательный и координационный орган при главе государства, образованный для определения стратегических целей и задач развития научно-технической сферы и образования, приоритетов научно-технологического развития России.
6 февраля 2025 года Совет обсудил обеспечение приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами, прежде всего проект Передовые инженерные школы, участником которого является ЮФУ.
Президент обратил внимание членов совета, что в 2025 году запущено семь новых национальных проектов: «Средства производства и автоматизации», «Новые материалы и химия», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Новые технологии сбережения здоровья», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Новые атомные энергетические технологии» и «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки» — для реализации каждого нацпроекта нужны компетентные научные кадры, которые способны подготовить только вузы в связке с технологическими корпорациями страны.
«Вам предстоит решать действительно масштабные, вдохновляющие, поистине исторические задачи по своему масштабу. Речь о том, чтобы создать решения, продукты, которые превзойдут зарубежные аналоги, обеспечат технологическое лидерство страны в ключевых, перспективных областях. России нужны ваши и ваших коллег открытия, изобретения, реальный научный вклад в достижение национальных целей развития», — поздравил Владимир Путин российских учёных.
По словам президента, инженерное образование должно быть фундаментальным и начинаться ещё в школе: такие дисциплины, как математика, физика и естественные науки, должны увлекать ребят, чтобы пробудить у них интерес к поступлению на технические специальности. Он отметил, что устаревшие и архаичные курсы отбивают у студентов желание учиться, поэтому необходимо активно обновлять учебные планы и внедрять современные подходы.
Владимир Путин напомнил, что за последние годы был принят ряд системных решений, направленных на модернизацию образования. Одним из ключевых достижений стало завершение экспериментальной части проекта «Профессионалитет» в пилотных регионах России. Теперь этот проект будет закреплён законодательно по всей стране, что позволит вывести подготовку кадров в колледжах и техникумах на новый уровень.
Президент также сообщил, что в России уже существует пятилетний прогноз потребности в кадрах. На его основе ежегодно будет формироваться государственный заказ на подготовку специалистов, что позволит более эффективно удовлетворять запросы экономики.
Глава государства назвал новой нормой совмещение студентами учёбы и работы. Владимир Путин предложил предоставлять студентам, которые работают по будущей специальности, индивидуальный график обучения.
Основной доклад межведомственной рабочей группы по развитию инженерного образования, в которую входит ректор Южного федерального университета Инна Шевченко, представил генеральный директор ГК «ГЕОСКАН» Павел Степанов. Он подчеркнул, что великих конструкторов и учёных в истории нашей страны — Туполева, Королёва и многих других — мотивировала возможность работать с масштабными сверхзадачами, возглавлять отрасли.
Межведомственная группа, формировавшая повестку заседания, сделала акцент на том, что важно и сейчас именно так формулировать цели развития инженерного образования — тезис о сверхзадачах должен быть понятен российской молодёжи и заложен в основу национальных проектов.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков подчеркнул, что сильной стороной российских вузов является трансфер науки в образование. Так, появляются не только новые навыки и квалификации, которым вузы могут обучать, но и новые фундаментальные знания, которые тут же становятся частью образовательных программ. Возможность пройти профессиональную переподготовку с учётом этих изменений должны иметь все граждане России, вот почему вузы должны создавать не только основные образовательные программы, но и программы дополнительного профессионального образования.
Несколько предложений, как повысить мотивацию школьников изучать профильные предметы естественно-научной направленности, высказал министр просвещения России Сергей Кравцов. Положительный эффект может оказать усиленная профессиональная ориентация, развитие олимпиадного движения и приумножение экосистемы Кванториумов.
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв рассказал, что, хотя будущее атомной науки куётся в закрытых и порой секретных научных центрах, начинается цепочка подготовки научных кадров для атомной отрасли со всеобщей популяризации физики начиная с детских садов, где будущих физиков-ядерщиков можно отличить с помощью игр и головоломок.
Генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов позитивно оценил проект Минобрнауки России по внедрению производственной аспирантуры, где аспирант в качестве диссертации готовит проект инженерно-технического решения для внедрения на реальном предприятии. Он добавил, что благодаря проекту «Передовые инженерные школы» инженерное образование в России качественно выросло, и предложил президенту в ближайшие годы объявить в России тематический Год инженера.
Другие члены президентского Совета по науке и образованию также выдвинули свои инициативы, направленные на то, чтобы сделать образование более гибким и ориентированным на реальные потребности рынка труда, а также поддержать молодых специалистов на пути к профессиональному успеху.
Подводя итог заседания, Владимир Путин назвал приоритетными целями российской науки пространственное развитие страны и повышение производительности труда, в том числе путём роботизации рутинных процессов. Президент призвал уделять больше внимания вузовской подготовке школьных учителей-предметников, наладить тесное сотрудничество вузов с Министерством труда и при распределении бюджетных мест отдавать приоритет университетам с высоким уровнем трудоустройства выпускников по специальности.
Он поручил Администрации Президента собрать все инициативы, прозвучавшие на заседании, в единый документ, который послужит основой для новых Поручений Президента.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/76989