Top.Mail.Ru
Южный федеральный университет | Пресс-центр: К 80-летию Великой Победы: военная литература Дона

Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
14.02.2025

К 80-летию Великой Победы: военная литература Дона

14.02.2025

14 февраля Ростов-на-Дону отмечает 82-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В год Защитника отечества мы вспоминаем военную литературу Дона совместно с доцентом кафедры отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК Татьяной Осиповной Осиповой.

Ростов-на-Дону освобождали дважды: в ноябре 1942 и феврале 1943 годов. На Дону в Великую Отечественную войну в течение двух лет шли ожесточенные бои. Здесь состоялись важные сражения, которые оказали значительное влияние на ход войны, это и сражение за Донбасс, и Миус Фронт, и освобождение Ростова-на-Дону, и т.д. Обо всех этих событиях, а также о мужестве советских людей, солдат Красной армии напишут в своих художественных произведениях донские писатели, многие из которых принимали непосредственное участие в этих событиях.

Одним из самых известных писателей Дона является Михаил Шолохов. В романе «Они сражались за Родину» нобелевский лауреат отображает тему героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Но на Дону было немало других авторов, раскрывших трагизм войны и радость долгожданной победы – это и Владимир Донченко с повестью «Последний выстрел», и Анатолий Калинин, написавший «На юге», «Товарищи», «Красное знамя», и Петр Лебеденко, автор произведений «Навстречу ветрам», «Черные листья» и многие другие. Сегодня мы решили познакомить наших читателей только с тремя донскими писателями, которые в своем творчестве описывали ужасы Великой Отечественной войны: Виталий Закруткин, Виталий Семин и Владислав Смирнов. Это авторы, представляющие разные поколения, но их объединяет ненависть к фашизму и Донская земля.

Про знаковые произведения рассказывает доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК Татьяна Осипова.

Виталий Закруткин, знаковый донской писатель и лауреат Государственных премий СССР и Сталинской премии третьей степени, известен читателям по произведениям «Матерь человеческая», «Без вести пропавший», «Повесть о слободе Крепкой», «Верность». События и портреты войны были собраны в его книге «Кавказские записки». Во время войны автор служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газеты, дослужившись до звания майора. В 1946–1950 годах работал доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ.

Во время войны 33-летний преподаватель русской литературы Ростовского пединститута оказался в самой гуще военных событий. В предисловии «Кавказских записок» он напишет:

«С августа 1942 по февраль 1943 года, когда по всему тысячекилометровому Кавказскому фронту шла битва с гитлеровской армией, мне, как военному корреспонденту, довелось побывать на всех основных участках этого гигантского фронта - от Цемесской бухты до калмыцкой степи. Везде, куда бы меня ни приводили в те дни дороги войны, я писал эти записки. Это не военно-исторический труд и не специальное исследование Кавказской битвы. Это - рассказ о том, что я увидел и узнал».

Известный советский писатель Юрий Бондарев высоко ценил творчество донского автора. По его словам, Виталий Закруткин — один из немногих советских писателей, кто отличается особым качеством беспощадного реалиста, не умеющего смягчать трагические противоречия в дни великих испытаний народа, кто показывает  человека на войне не в заданной точке координат, а во всей обнаженной сложности и безмерном мужестве, в непреходящих страданиях и ясной доброте.

По словам Татьяны Осиповны, Бондарев сумел уловить одно из основных качеств своего собрата по перу: скрупулезная точность в описании военных событий сочетается с пристальным интересом к человеку в этих экстремальных событиях. Это качество, ставшее основным творческим принципом, проявилось уже в произведениях 1940-х.

«Виталий Закруткин бывал среди бойцов и офицеров на передовых позициях, участвовал в штурмах немецких укреплений, отбивал вражеские атаки. Писатель бережно собирал факты и живые впечатления о боях, в которых участвовал, о людях, с которыми встречался. Всю войну он вел фронтовой дневник, который и лег в основе книги «Кавказские записки», увидевшей свет в 1947 году», – уточняет Татьяна Осиповна.

Также доцент подчеркивает, что каждая из шести глав книги содержит богатейший фактический материал. Например, спокойное, на первый взгляд, описание того, что произошло летом 1942 года у «врат Кавказа», как называли фашисты Ростов: даны номера фашистских подразделений, названы населенные пункты, занятые врагом. Но потом тон повествования резко меняется, на первый план выступает страстный голос автора:

«Шестнадцать суток, с 8 по 24 июля, тяжелые самолеты корпуса Ринтгофена днем и ночью бомбили мирные кварталы. Уже горели сотни домов, уже курились на центральных улицах сизые пепелища, а налеты не прекращались…В ночь с 23 на 24 июля последние взводы Иркутской дивизии и горсточка бойцов Ростовского полка народного ополчения, отстреливаясь и отбиваясь гранатами от наседающих гитлеровцев, покинули Ростов…В город вошли фашистские войска», – описывает падение Ростова-на-Дону Виталий Закруткин.

 

А в счастливые февральские дни 1943 писатель вернулся в освобожденный Ростов, тесаком сбил с двери своего дома на улице Максима Горького табличку с надписью «Фон Ридель, полковник и командор», поставил на стол маленький бюст Льва Толстого, который носил в своем вещевом мешке все это время, и пошел догонять товарищей. Ведь впереди было еще два с лишним года войны.

Другой донской писатель и редактор Виталий Семин (1927—1978), запомнился читателю по ряду произведений «Плотина», «Женя и Валентина», «Нагрудный знак „OST“». Автор принадлежит к литературному поколению, которое многие критики называют не воевавшим. Он родился в Ростове-на-Дону, подростком в годы войны был угнан в Германию. Вернувшись домой после освобождения, работал на заводе, потом учился в железнодорожном техникуме и одновременно в вечерней школе. Поступил в Ростовский педагогический институт на литературный факультет. Первые работы прозаика Виталия Семина были написаны и опубликованы лишь в 1960-х годах.

Знаковым произведением в биографии писателя безоговорочно считается повесть «Ласточка-Звездочка» (1963). Татьяна Осиповна разъясняет, что это автобиографическая повесть. Как и ее главному герою Сергею, писателю к началу войны исполнилось 14 лет, как и Сергей, автор надолго запомнил мельчайшие подробности жизни военного Ростова: люди в хлебных очередях, обсуждающие почему Красная армия отступает, теряя города; госпиталь в здании школы; привокзальная площадь, забитая людьми в солдатских гимнастерках, первые бомбежки, когда в душе подростка живы два чувства, страх и ненависть:

«В ту войну у каждого была своя потрясающая минута, в которую ненависть сплавляла для него воедино дотоле разные слова «немец», «фашист», «убийца». Сергей бежал по городу и в реве авиационных моторов, в железном свисте падающих бомб ясно слышал немецкую речь», – пишет в «Ласточке-звездочке» Виталий Семин.

Главный герой перечисляет знаковые объекты Ростова, разрушенные врагом: Дом Советов, универмаг, музыкальная школа, финансово-экономический институт, филармония, театр. И все же главное в повести – это поведение человека в минуту страшных испытаний: подростки, мечтающие бежать на фронт «бить врага» и соседи, с радостью занимающие комнаты «уехавших» евреев, не любимый ребятами старик Мекс, оказавшийся героем, и «жена прокурора» с «благодарностью», встречающая немецких солдат.

Финал повести драматичен: попав в облаву, Сергей, как и сам Виталий Семин, попадает в нацистский трудовой лагерь в Германии:

«Каждый день русские расчищают большой пустырь, таскают огромные деревянные щиты — стандартные части сборных бараков, копают ямы под железобетонные столбы ограды. Столбы изогнуты, как хоккейные клюшки, и закапываются они так, чтобы «клюшка» смотрела внутрь лагерной площадки. Потом на столбы натягивается колючая проволока.

На исходе сорок первый год. Германия строится».

Именно в повести «Ласточка-звездочка», по словам эксперта, у Виталия Семина появился свой автобиографический герой, с которым читателю предстояло еще встретиться в романах «Нагрудный знак OST» и «Плотина». В этих произведениях писатель размышляет над вопросами природы фашизма и «государственного озлобления». В финале романа «Нагрудный знак OST» автор признавался:

«К новому, 1946 году я был дома. Вернулся с ощущением, что знаю о жизни все. Однако мне потребовалось тридцать лет жизненного опыта, чтобы я сумел кое-что рассказать о своих главных жизненных переживаниях».

Немаловажной исторической фигурой нашего университета стал Владислав Вячеславович Смирнов (1939-2014) — советский и российский учёный, доктор филологических наук, профессор, публицист, журналист, краевед, автор научных, публицистических и художественных работ. Его книга «Ростов под тенью свастики» была написана и опубликована в 2006 году, это одно из последних произведений про оккупацию столицы Дона.

В предисловии автор писал:

«Первые рассказы о том, как жили ростовчане во время оккупации, я услышал от матери моей жены Елены — Александры Андреевны Котляровой… я понял: это — уникальный материал, и он должен быть собран и сохранен. Дальше — больше. Люди, пережившие оккупацию, давали мне адреса своих знакомых. И я стал постепенно записывать их воспоминания. Меня интересовало только то, что происходило в городе, как вели себя оккупанты, ростовчане…».

Владислав Смирнов записывал воспоминания известных в Ростове людей: поэта Л. Григорьяна, журналистов А. Агафонова и В. Андрющенко, профессоров РГУ Л. Введенской и Г. Хазагерова, художника В. Лемешева.

По словам Татьяны Осиповой, не менее важными были воспоминания простых пенсионеров и домохозяек, воинов Красной Армии, принимавших участие в обороне и освобождении Ростова от фашистских захватчиков. В этих воспоминаниях, по словам автора, «запеклась кровь времени» (А. Герцен).

Писатель повествует о первых налетах вражеской авиации, о том, как изменился город, занятый фашистами: в здании банка размещалась биржа труда, в гостинице «Ростов» казино, около парка революции в первую оккупацию города расстреляли мирных жителей, о желтых звездах на одежде евреев, о зловещей Змиевской балке…

В финале, словно подводя итоги, автор написал:

«Воспоминания людей, переживших оккупацию в Ростове-на-Дону, которые вы сейчас прочитали, представляют собой своеобразную «мозаику». В чем ее особенность? Конечно же, ростовчане видели гораздо больше, но они вспомнили самые волнующие эпизоды, поразившие их. Они вошли в их память до конца жизни. А память обладает удивительным свойством — удерживать самые эмоциональные переживания до мелочей — люди видят то, что с ними случилось много лет назад так, как будто все это произошло только вчера…».

Чтение литературы о Великой Отечественной войне необходимо не только чтобы узнать историю, но и почувствовать неразрывную связь многих поколений россиян: тех, кто защищал, а потом отстраивал нашу Родину, их детей, а теперь внуков и правнуков. Книги донских авторов особенно ценны тем, что передают дух и характер, мужество и стойкость людей, живших на этой земле. Эти произведения необходимы для изучения в российских школах и вузах, чтобы нынешнее молодое поколение знало, что такое фашизм и какие испытания пришлось преодолеть советским людям, сколько бед и горя принесли нашей Родине фашистские захватчики.

Автор текста: Артём Кирилов 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77048

Дополнительные материалы по теме