
В 1745 году 13 ноября родился Валентин Гаюи — один из первых тифлопедагогов, создатель нескольких учебных заведений для незрячих не только за рубежом, но и в России. День рождения Валентина Гаюи по решению Всемирной организации здравоохранения стал основой для учреждения Международного дня слепых, главная цель которого — привлечь внимание широкой общественности к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации.
Тифлопедагог — это специалист, который осуществляет воспитание и обучение лиц с нарушением зрения: слепых, слабовидящих с функциональными нарушениями зрения.
По наблюдению врачей с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. В современной дефектологии проблема сложного дефекта зрения приобретает особую значимость, при которой нарушение зрения часто сопровождается другими отклонениями в развитии.
«Несмотря на то, что на сегодняшний день достаточное количество вузов ежегодно выпускают дипломированных специалистов, рынок труда не перенасыщен дефектологами, а профессия тифлопедагог очень актуальна. В России создана система непрерывного образования лиц с нарушениями зрения — абилитационные центры, дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения, специальные (коррекционные) образовательные организации III и IV вида, классы "Охраны и развития зрения" в общеобразовательных организациях, техникумы, колледжи и высшие учебные заведения. В таких организациях работают тифлопедагоги, и здесь же студенты проходят практику», — рассказывает старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Юлия Морозова.
Одной из важнейших дисциплин, которую изучают студенты направления «Специальное дефектологическое образование» Академии психологии и педагогики ЮФУ является «Тифлопедагогика».
«Студенты получают знания о психофизиологических возможностях детей с нарушениями зрения, особенностях комбинаторных механизмов, современных технологиях развития и компенсации нарушения зрения. Также студенты учатся организовывать и проводить занятия для детей с нарушениями зрения, консультировать родителей и педагогов»,— отмечает преподаватель.
В Южном федеральном университете ведет активную и успешную работу Ресурсный учебно-методический центр ЮФУ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, который проводит различные масштабные образовательные мероприятия — конференции, круглые столы, форумы в поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализует проекты для родителей и преподавателей.
По словам эксперта, в современном мире тифлотехнические средства помогают ребенку с нарушением зрения самостоятельно получить новые знания, а также способствуют развитию индивидуальности.
Ресурсный учебно-методический центр ЮФУ оснащен специализированным оборудованием для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для незрячих и слабовидящих людей: принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля, электронный видеоувеличитель для чтения, ультрапортативный дисплей Брайля нового поколения, тифлофлешплеер для чтения говорящих книг для слабовидящих и незрячих людей и многое другое.
В 2020 году командой студентов Института компьютерных технологий и информационной безопасности под руководством Студенческого конструкторского бюро «КИТ» Дмитрия Елькина разработано приложение «Шестое чувство» . Это специальная система навигации внутри помещений для незрячих или слабовидящих людей. Сейчас навигация работает в Ростове-на-Дону: ул. Зорге, 21Г (РУМЦ ЮФУ), ул. Большая Садовая, 55 (МФЦ) и в Таганроге - Институт компьютерных технологий и информационной безопасности. Проект стал победителем различных масштабных конкурсов и грантов и реализуется при поддержке Фонда содействия инновациям.
Известный советский психолог Лев Выготский говорил: «Сама по себе слепота — не есть дефективность, то есть неполноценность, болезнь. Она становится ею только при известных социальных условиях существования слепого. Она есть знак разницы между его поведением и поведением других. Специальное воспитание победит дефективность».
Получить профессию педагога-дефектолога можно в Академии психологии и педагогики Южного федерального университета на кафедре коррекционной педагогики .
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70239