
16 ноября отмечается День толерантности, известный также как Международный день посвящённый терпимости. Профессор Южного федерального университета рассказала о национальной политике России по формированию терпимого общества, а также о результатах большого социологического опроса об отношении к иммигрантам в полиэтничных регионах Юга России.
Сегодняшний праздник был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Под терпимостью или толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Все мировые социологические исследования показывают, что процесс интеграции иммигрантов в принимающее сообщество всегда затруднён некой социальной напряженностью. При этом дети мигрантов адаптируются куда легче, ведь в школах ученики постоянно делают что-то вместе, и при должном отношении учителей, со временем перестают обращать внимание на расовые, национальные и культурные различия — нужны лишь верные образовательные установки.
Отечественные ученые, в числе которых профессор кафедры отечественной истории XX–XXI веков Института истории и международных отношений ЮФУ Галина Денисова, узнали, что думают российские школьники и студенты о потребностях, возможностях и социальных последствиях этнокультурных форм обучения.
«Составной частью этой проблемы мы вынесли аспект адаптации мигрантов-школьников и мигрантов-студентов к условиям образовательных учреждений Юга России. Мы изучили как влияют языковые, этнические, религиозные и социальные различия на восприятие мигрантов принимающим сообществом на микроуровне, то есть на уровне учебных групп. В качестве мигрантов — культурно «Других» — рассматривались как приехавшие из других стран — иммигранты, так и из отличительных в этнокультурном отношении регионов России — внутренние мигранты», — рассказала Галина Денисова.
В каждом регионе ЮФО опрос проводился методом анкетирования: по 150 школьников и 150 студентов. Сравнительный анализ показал, что школьники-иммигранты лучше вливаются в коллектив, в то время как студенты вузов из других стран преимущественно общаются «со своими».
В комплексе вопросов на определение наиболее значимых характеристик, влияющих на повседневное взаимодействие все опрошенные, в первую очередь, указывали на личностные характеристики — ум, внешность, возраст, здоровье и пол, и только потом на этнокультурные — национальность, место рождения, религию, язык, традиции и нормы поведения. Школьников меньше всего беспокоят социальные характеристики: благосостояние, место учебы, образование, одежда, занятия в свободное время. Для студентов эти характеристики имеют большее значение.
«Наибольшую значимость среди демографических и персональных характеристик для молодежи имеет ум. Важность этого признака в восприятии другого человека выделили в среднем 40 % опрошенных во всех регионах ЮФО. На отличие в «традициях и нормах поведения» обращают внимание в среднем 46% учащихся, на отличия в языке — в среднем 36%. Эти различия привлекают больше внимания, чем внешние отличительные признаки национальности — на них указали меньше трети респондентов по всем регионам», — добавила Галина Денисова.
Большинство опрошенных заявили о своем нейтральном или позитивом отношении к совместному обучению с мигрантами. Однако учёные пришли к выводам, что толерантное отношение имеет поверхностный характер, и не способствует формированию доверительные отношения с мигрантами в учебных группах.
«Наше исследование подтверждает правильность сегодняшней позиции Президента России, которая отражена в Доктрине национальной политики России от 2012 года. Нужно формировать не толерантность, а работать над эффективной интеграцией мигрантов — детей, молодежи и взрослых — в пространство культуры российских регионов. А для этого нужно переходить от фестивалей и праздников, хотя и это важно, к повседневным совместным действиям: это могут быть различные проекты или просто добрые дела», — поделилась Галина Денисова.
Галина Денисова привела пример культурно-образовательного проекта, который успешно решал эту проблему в отдельно взятой средней школе № 105 в Ростове-на-Дону. Серия интерактивных занятий со школьниками «Азбука культуры», организованная студентами и преподавателями ЮФУ, включала экскурсии по городу, интерактивные игры на основе сравнения сказок, праздников и кухни культуры народов России и стран выезда учащихся мигрантов, фестивали национальных культур. От разовых аналогов проект отличала большая кураторская работа студентов со школой на продолжительной основе (проект длился около полугода).
Результаты работы ученых изложены в статье «Роль языка и этнокультурной идентичности в интеграции мигрантской молодежи на Юге России», опубликованной в Международном журнале инклюзивного образования.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70269