
В 2021 году Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подписал приказ об установлении Дня преподавателя высшей школы. Датой был выбран день рождения великого русского ученого Михаила Ломоносова — 19 ноября.
На разных этапах взросления и становления человека как личности, его сопровождает воспитатель в детском саду, учитель в школе и преподаватель в университете. Каждая ступень важна, однако, именно преподаватель высшей школы приобщает студентов к научному знанию, вдохновляет совершать прорывные научные открытия, помогают студентам стать высококвалифицированными специалистами в самых разных направлениях, в том числе и новых педагогов, которые продолжают дело своих предшественников, но уже на уровне современных требований и реалий. От того каким будет преподаватель, зависит профессиональное будущее студента.
Воспитание поколения будущих педагогов — одна из приоритетных задач в развитии системы образования в целом. В Академии психологии и педагогики Южного федерального университета студенты получают одно из лучших педагогических образований на Юге России.
«Очень важно отметить, что преподаватели высшей школы, осуществляя подготовку по тем или иным предметным областям, являются не только специалистами-предметниками, они обладают множеством различных компетенций. Важно иметь психологические, педагогические навыками, владеть технологиями и методиками педагогики, дидактики высшей школы. Кроме того, необходимо уметь использовать исследовательское мышление. И в этом смысле в День преподавателя высшей школы мы можем задуматься о тех личностно-профессиональных характеристиках, наличие которых позволяют человеку встать на путь академической преподавательской карьеры», — отметил директор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Владимир Кирик.
Владимир Александрович отметил, что в Южном федеральном университете ведутся многочисленные исследования, ориентированные на разработку программ поддержки преподавателей высшей школы, например, «Школа молодого преподавателя» — это разработанная система диагностики личностно-профессиональных характеристик и компетенций научно-педагогических работников. В рамках Образовательного кластера Юга России ведутся проекты по поддержке и развитию кадрового резерва отрасли образования Юга России.
«Все вместе это позволяет нам чувствовать себя уверенно и говорить о том, что в День преподавателя высшей школы Южный федеральный университет вносит существенный вклад в совершенствование и развитие этой благородной и возвышенной профессии», — подчеркнул Владимир Кирик.
Преподавательские технологии будущего
«Академия психологии и педагогики ЮФУ была инициатором и разработчиком Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, в которой определены основные научно-методические подходы к подготовке современного учителя, ориентированного на обучение, воспитание и развитие нового поколения граждан России. При подготовке преподавателя вуза, учителя, воспитателя нужно обратить пристальное внимание на активное освоение и использование в преподавании технологий будущего. Вести работу на опережение в формировании образа преподавателя, учителя, воспитателя, с последующими прогнозами развития высшего образования и формирования востребованных навыков, опыта и компетенций», — объясняет доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Раиса Чумичева.
Эксперт отметила ряд современных технологий, включенных в Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года:
- Культурно-творческие - инсайт-проект-педагогической прорыв, геймификация, «открытие кодов культуры» и др., актуализирующие ценностно-смысловую сферу будущего преподавателя, учителя, который будет способен к самовоспитанию, по утверждению заслуженного учителя России, профессора АПиП ЮФУ Евгении Бондаревской, как Гражданина России и Человека Культуры.
- Когнитивно-исследовательские - стратегический анализ и прогноз, Gap-анализ, форсайт-технология и др., формирующие новую философию педагогической картины мира в постоянно трансформирующемся обществе, развивающих критическое мышление будущего преподавателя вуза, самооценку качества и ответственность за получение качественного образования, что позволит ему в его будущей педагогической деятельности развивать у обучающихся универсальные учебные действия, оказывать им помощь в адекватном выборе траектории саморазвития, способов успешной деятельности, ценностных принципов жизнеустройства.
-Диалогово-коммуникативные - постановки познавательно-исследовательских вопросов, индивидуальной и командной рефлексии т.п., обеспечивающие освоение студентами коммуникативной культуры, необходимой для общения в профессиональном и научном сообществе, детском и родительском, проектной и исследовательской командной деятельности.
- Цифровые технологии - потенциал которых связан с развитием педагогического творчества, проявлением индивидуального стиля проектирования и использования развивающих технологий, недостаточно активно входят в процесс подготовки студентам - будущим преподавателям высшей школы. Возможности цифровых средств в обучении будущих преподавателей видятся в создании «цифровых тренажеров организации учебной деятельности обучающихся», например с использованием технологий обучения с учетом доминирующих органов восприятия информации обучающимися (визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты) и многое другое.
Меняется не только методика преподавания, но и сами студенты. По словам профессора, современные студенты даже по сравнению с обучающимися прошлого пятилетия, не десятилетия, отличаются тем, что начинают понимать значимость знания, компетенций в профессиональной карьере, они почувствовали «вкус к исследованию, открытию, поиску нового, к созданию цифрового следа» (в лучшем понимании это явления). Талантливых людей, пришедших в университет, становится больше, они стремятся научиться открывать мир выбранной профессии и утверждаться в нем.
Русский философ Иван Ильин однажды сказал: «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить его в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке совесть, достоинство, честь, художественный вкус, чувство ответственности, патриотизма и уважение к своей и чужой собственности».
Коллектив Южного федерального университета поздравляет преподавателей с профессиональным праздником! Желаем Вам талантливых и активных студентов и творческого вдохновения!
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70310