Top.Mail.Ru
Южный федеральный университет | Пресс-центр: По законам неба: эксперт ЮФУ рассказала о нормах международного права в гражданской авиации

Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
07.12.2022

По законам неба: эксперт ЮФУ рассказала о нормах международного права в гражданской авиации

07.12.2022

7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации (International Civil Aviation Day). Инициатором этого праздника стала Международная организация гражданской авиации (ICAO), поводом для выбора даты послужила 50-я годовщина подписания Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция, 1944). Что сегодня представляет собой международное воздушное право, рассказывает кандидат юридических наук Южного федерального университета.

В соответствии с международными документами каждое государство, в том числе и Российская Федерация, обладают полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства над своей территорией. Данный принцип является базовым в международном праве и закреплен в Первой статье Конвенции о международной гражданской авиации.

Доцент кафедры международного права Юридического факультета ЮФУ Елена Левицкая рассказала, что каждое государство самостоятельно определяет «полетный режим» над своей территорией, имеет право требовать посадки в любом аэропорту гражданского воздушного судна или давать такому воздушному судну любые другие указания, если оно совершает полет над территорией страны без разрешения.

«Исключительный суверенитет государства на свое воздушное пространство дает каждой стране право «закрыть небо». Государство может ограничить или полностью запретить иностранным воздушным судам совершать полеты над всей своей территорией или над ее определенными зонами, но должно проинформировать об этом другие страны и международные организации в сфере гражданской авиации. Причинами принятия подобных решений могут быть военная необходимость, чрезвычайное положение или необходимость обеспечения общественной безопасности — достаточно вспомнить ограничения по Covid-19 — а также введение ответных ограничительных мер», — объяснила Елена Левицкая.

Последнее обстоятельство на сегодняшний день является причиной запрета на полеты без специального разрешения над территорией России авиаперевозчикам из более 30 стран мира, которые первыми ввели аналогичный запрет для Российской гражданской авиации. Доцент ЮФУ отметила, что подобные санкции, безусловно, усложняют перелеты, повышают их стоимость, создают массу препятствий для обычных туристов.

Эксперт ЮФУ также рассказала, что может стать препятствием для полета в ту или иную страну.

«Нужно иметь в виду различные правила. Например, для въезда может потребоваться оформление визы, ПЦР-тест, а в некоторых случаях запрещен даже транзит через страну, которая в настоящий момент не допускает туристов. Подобные вопросы требуют рассмотрения в каждом конкретном случае с учетом законодательства стран и их двусторонних соглашений, если таковые имеются. В противном случае пассажир рискует остаться в зоне прилета и не пройти паспортный контроль, так как на воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в страну и вывозимые из нее, распространяется действие всех паспортных и таможенных правил соответствующего государства. Данное положение закреплено и в 82 статье Воздушного кодекса РФ», — подчеркнула Елена Левицкая.

Распоряжением Правительства РФ от 25 июня 2022 года N 1693-р утверждена новая Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года, которая учитывает, что авиатранспортная отрасль Российской Федерации столкнулась с геополитическими вызовами и введением в отношении ее санкционных мер и имеет целью обеспечение авиатранспортной связанности регионов Российской Федерации и мобильности населения, поддержание необходимого уровня безопасности полетов и обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации.

Данная программа предполагает комплексное развитие гражданской авиации России по всем направлениям: обновление и пополнение парка воздушных судов, повышение квалификации пилотов и авиационного персонала, организация полного цикла технического обслуживания и ремонта воздушных судов силами отечественных предприятий в условиях санкций. Успешная реализация предусмотренных программой мероприятий позволит России сохранить свою роль в качестве одной из ведущих мировых держав в воздухе и обеспечить развитие нашей гражданской авиации.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70566

Дополнительные материалы по теме