
Международный день ручного письма или День почерка ежегодно отмечается 23 января. Праздник был учрежден Ассоциацией производителей пишущих принадлежностей, чтобы напомнить об уникальности ручного письма, необходимости его сохранения и неповторимости почерка каждого человека.
Кто бы мог подумать, но за различными закорючками и вензелями, черточками и прочими формами нашего письма скрывается множество тайн. Почерк, как особый шифр индивидуальности каждого человека может рассказать много интересного и даже то, что мы раньше и не знали о себе.
Формирование почерка происходит постепенно, и не сразу мы добиваемся идеальных линий. Вспомним начальную школу и старые добрые прописи, исписанные нетвердой детской рукой. А ведь именно с прописей все и начинается.
Прописи возникли примерно триста лет назад и были связаны с копированием (переписыванием) образцов текста. На разных этапах развития отечественного образования менялось значение прописей в обучении.
«Старинные прописи («надписи») при обучении письму были главным, единственным руководством. Но они были очень трудными для детей, поскольку в представлении образцов письменных знаков не соблюдался основной принцип обучения – от легкого к трудному. Дети начинали писать трудные для написания заглавные буквы и только потом переходили к более простым строчным знакам», — рассказывает доцент кафедры начального образования Академии психологии и педагогики ЮФУ Татьяна Гусева.
В Советской школе прописи в период обучения грамоте играли особую роль в реализации уроков чистописания, которые существовали с 30-х годов XX века до конца 60-х. На заре советской педагогики над разработкой методики чистописания и прописями трудились целые институты, в которых работали не только педагоги, психологи и методисты, но и нейрофизиологи. Каждое движение выверялось, каждый штрих был целесообразен. Специально рассчитывался оптимальный угол наклона, а отличие в усилии при написании различных элементов письма ставило целью не бессмысленное украшательство, а рациональное сочетание напряжения и расслабления мышц руки.
По словам эксперта, современные прописи построены в соответствии с требованиями генетического метода, но отличаются более четкими и простыми формами букв, а также новым содержанием слов и предложений. Первый этап в обучении письму – аналитический – один из самых сложных, его основным компонентом является вычленение отдельных элементов действия и овладение ими. Современные прописи помогают сделать этот этап более осознанным, направить на усвоение учащимися определенного способа действия.
«Формирование навыка письма – процесс длительный и индивидуальный: у каждого результат появляется в разное время. Оценивая успешность работы ребенка, можно на каждой странице прописей увидеть его продвижение в овладении письмом на начальном этапе обучения грамоте. Таким образом, эффективность использования прописей в начале обучения письму младших школьников определяется физиологическими и психологическими особенностями младшего школьного возраста и сложностью письма как одного из важных и необходимых видов речевой деятельности», — поясняет Татьяна Гусева.
Вместе с нашим почерком мы словно оставляем свой след на листе бумаги, даже наша подпись играет не последнюю роль, и особенно это важно, когда возникает необходимость проведения специального криминалистического исследования документа. Как объясняет доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета ЮФУ Елена Фролова, в рамках криминалистики решаются сугубо практические вопросы, например идентификация человека, кто именно выполнил конкретную запись. Кроме того, можно провести некую диагностику и выяснить, какими были внешние условия записи, в каком психологическом состоянии находился человек, а также примерный возраст, пол человека и его уровень образования.
Несмотря на то, что мы все учимся писать по одним и тем же прописям, наши физиологические и психологические особенности формируют наш почерк по-разному. И благодаря почерковедческой экспертизе можно найти автора любого письма.
В эпоху цифровизации мы все меньше пишем от руки, большинство информации теперь сохраняется в электронном формате, и от этого теряется индивидуальность каждого человека. Почерк делает нас уникальными, не похожими друг на друга — в этом и есть ценность ручного письма!
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70907