
Ключевой темой для обсуждения педагогическим сообществом высшей школы стали вопросы проектирования и внедрения нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования. В семинаре приняли участие свыше 80 участников – ректоры и проректоры вузов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, регионов Донбасса.
Семинар «Трансформация образования» был организован Южным федеральным университетом 30 января при поддержке Российской академии образования, Совета ректоров вузов Юга России и Федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки».
С приветственным словом выступила президент ЮФУ, председатель Совета ректоров вузов ЮФО Марина Боровская. От лица Российской академии образования она поблагодарила за внимание к теме образовательного стандарта всех участников семинара, а это представители всех педагогических вузов ЮФО, СКФО, ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.
«Для нас важно, как трансформация образования коснется той вертикали, которая сложилась у нас в стране, как изменится содержание знакомых программ подготовки педагогов и преподавателей. На Юге и Северном Кавказе 80 высших учебных заведений из 141 готовят педагогические кадры — это намного выше, чем в среднем по стране. Так сложилось за счёт демографических особенностей макрорегиона, многонациональности и исторически сильной педагогической школы», — отметила Марина Боровская.
Модератором мероприятия выступил директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик. Он отметил, что одной из главных особенностей новых образовательных стандартов, будет четкое разделение осваиваемых студентами навыков на универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, учет в содержании образовательных стандартов личностных результатов обучающихся.
Ключевые положения по обсуждаемой теме представила в своём докладе член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова — председатель Федерального учебно-методического объединения по направлению «Образование и педагогические науки». Она рассказала, в каких случаях для подготовки педагогических кадров лучше подходит пятилетний специалитет, а в каких двуступенчатая модель — бакалавриат и магистратура, а также как образовательный стандарт исторически переориентировался от работы с квалификациями к работе с компетенциями.
Справочно: Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
— структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
— условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;
— результатам освоения основных образовательных программ.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/70958