![](/files/imagecache/newsBig/presscenter/6ca/d22/news_pic_id71873.jpg)
21 апреля в Институте социологии и регионоведения Южного федерального университета, в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Путь в науку», прошло пленарное заседание.
Со своими докладами выступили почетные гости конференции: Николай Скворцов (декан факультета социологии СПбГУ, доктор социологических наук, профессор), Антон Сериков заместитель генерального директора российского общества «Знание», директор Центра Знаний «Машук» к.с.н., доцент), Алексей Ситников (российский политтехнолог, мастер делового администрирования, доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор), Сергей Комиссаров (заведующий сектором социокультурных и медиа-коммуникаций Института социологии ФНИСЦ РАН, доктор философских наук, профессор).
С приветственным словом выступил научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, научный руководитель Южно-российского филиала ФНИСЦ РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Юрий Волков.
«Включение преподавателя в разнообразные формы научной коммуникации оценивается как необходимая часть профессиональной деятельности. Участие в работе научно-практических конференций, на которых совмещается рассмотрение теоретических и практических вопросов, обогащает преподавателя, расширяет его общенаучный и специальный кругозор, побуждает к совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, формирует педагогический такт. На наш взгляд, конференции способствуют осмыслению участниками актуальных проблем науки; создают возможность для эффективного рефлексирования; дисциплинируют мыслительные процедуры; являются дополнительным условием возникновения нового этапа профессионального роста; стимулируют к строгому оперированию понятиями. Форсированное расширение научных горизонтов побуждает участника научного мероприятия к творческой переработке учебного материала с учетом новых научных достижений, а изложение докладчиками спорных мнений стимулирует обращение слушателей к дискуссионному общению», — отметил Юрий Григорьевич.
В центре внимания ученых – социологов, политологов, философов – оказалась проблема консолидации общества, прежде всего российского, характеризующегося дефицитом социальной сплоченности. Ученые в рамках различных дисциплинарных практик пытаются ответить на вопросы о факторах влияния на процесс консолидации и деконсолидации российского общества, о ключевых субъектах, ресурсах и механизмах консолидации, ее идеологических, мировоззренческих и идейных основаниях, методологических ориентирах исследования в контексте вызовов современной эпохи, что позволяет выделить ряд направлений в изучении социальной консолидации и определить специфику социологического дискурса по данной проблематике.
Декан факультета социологии СПбГУ Николай Скворцов представил доклад на тему «Доверие в эпоху цифровых трансформаций: опыт социологического исследования». Спикером было отмечено, что в условиях снижения генерализированного доверия стала проявляться новая форма доверия – цифровое доверие. Проведенное автором исследование показало, что уровень цифрового доверия в экономике и обществе высок в сравнении с уровнем межличностного и институционального доверия. Какова социальная структура цифрового доверия? Цифровой мир производит новые формы социального неравенства (явление, получившее название digital divide – цифровой разрыв); появляются те, кто теперь особым образом исключается из этого цифрового мира. В исследовании выделено, что в большей степени цифровой разрыв связан не с различием бедных и богатых (цифровое общение в будущем скорее станет уделом бедных, а офлайн-общение, например, с учителем и врачом смогут позволить себе состоятельные граждане), а с различием в возрасте – пожилые люди, не обладая навыками цифровой грамотности, исключаются из цифрового мира. В незначительной степени цифровое неравенство наблюдается между мужчинами и женщинами – видимо, женщины менее решительно осваивают цифровые технологии и гаджеты.
Директор Центра Знаний «Машук» Антон Сериков выступил с докладом «Роль педагога и наставника в формировании солидаристских практик в современном российском обществе» отметив, что в современных реалиях важность социальной роли педагога-наставника в духовно-нравственном становлении ученика. Быть наставником – очень ответственная часть работы, которая требует, как глубоких профессиональных знаний, так и знаний в области психологии. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика, студента. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание, являясь целостной педагогической системой, выступает интегративной духовно-нравственной функцией педагогической деятельности. В то же время, духовно-нравственную интегративность обеспечивает педагогика сотрудничества, в основе которой лежит идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса.
Российский политтехнолог, доктор психологических наук Алексей Ситников в представленном докладе «Архаизация российского общества: культурные детерминаты, формы проявления и перспективы развития» особое внимание уделил детерминантам социокультурной трансформации российского общества, доминантные позиции которой занимает процесс архаизации, который активно включен в общую динамику социокультурных процессов, в том числе традиционализации и модернизации. Спикер отметил, что российская реальность отличается противоречивым сочетанием традиционного и современного. Переход к инновациям – весьма сложный и зачастую болезненный процесс, поскольку модернизация всегда ставит под вопрос традиционные устои жизни общества, и не каждое общество способно отказаться от традиции в угоду неопределенному, а порой и непонятному новому, особенно в условиях кризисной реальности, на фоне которой разворачиваются внедряемые инновации. Тем не менее, отмечено, что модернизация является объективной необходимостью для современного российского общества, которое так и не смогло стать настолько модернизированным, чтобы на равных конкурировать с мировыми развитыми странами в жизненно важных сферах общественной жизни.
В своем выступлении «На переломе веков: социодинамика российской культуры» заведующий сектором социокультурных и медиа-коммуникаций Института социологии ФНИСЦ РАН Сергей Комиссаров вербализовал значимость новых информационных технологий, которые сместив центр тяжести инфраструктуры культуры в область СМИ, прежде всего Интернета, перекроили процесс межличностных коммуникаций и запустили процесс виртуализации искусства. В процессе живой дискуссии аудитория пришла к выводу, что нужна такая модель развития современного культурно-информационного социума, которая была бы ориентирована на полное использование ресурсов российской культуры в практике социально-культурного бытия россиян. В этом и смысл модернизации сферы культуры и искусства, которая призвана создать современную российскую культурную среду, которая отторгала бы всё то, что противоречит духовным идеалам и духовно-нравственной практике россиян. Именно такая культурная среда и позволит создать необходимую модель культуры, сформировать соответствующее общественное мнение, которое не станет игнорировать потенциал ресурсов культуры, накопленный на основе высоких духовных идеалов в политике и экономике.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/71873