6 июня 2023 года исполняется 224 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, который, по единодушному мнению большинства филологов, считается основателем современного литературного русского языка. Вот почему и современные поэты, в том числе студенты ЮФУ, в своих стихах ссылаются на творчество Пушкина.
Преподаватели Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ранее рассказывали, как правильно читать Пушкина и знакомить с ним иностранцев, а также насколько правдоподобен и достоверен миф о превращении Пушкина в Дюма.
В этом году мы попросили лучших поэтов университета, призеров конкурса «Про себя» поделиться, что для них значит Пушкин и прислать свои стихотворения, в которых они делают референс на стихи классика.
Александра Загутина, 1 курс магистратуры Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
«Александр Сергеевич Пушкин поистине великий человек, а для меня он учитель и бескрайний источник вдохновения! В моём произведении, написанном под влиянием Пушкина использованы строки из стихотворений самого поэта — «К *», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и романа в стихах «Евгений Онегин» — а также стихотворения Игоря Северянина «Пушкин», — рассказала Александра Загутина.
Пушкину
Я помню чудное мгновенье —
Во тьме забрезжил дивный свет.
Не мимолетное виденье,
А гений слова и Поэт!
Духовной жаждою томим,
Бежал навстречу к тому свету,
Чтобы поэт пером своим
Давал мне мудрые советы.
Он изгнан был не раз, где дом
Приветливой улыбкой няни
Светил добром и грел теплом.
Тот дом Поэта очень манит,
Что несмотря на все страданья,
Поёт ему в любви признанья!
Твоё великое творенье —
Любимый русский наш язык
Передаем чрез поколенья
И говорим, как ты привык!
Ты памятник себе воздвиг нерукотворный.
И в каждом уголке нашей земли
Твой яркий, чистый и упорный
Слог воспитал достойные умы!
Восславить сложно мне Поэта,
Что я могу ещё сказать?
Как Северянин я куплеты
Боюсь ничтожно повторять.
Я бы хотел как ты, Поэт,
Глаголом жечь сердца людей,
И на Земле оставить след
Добра и смелости идей!
Давид Шефиев, 1 курс Экономического факультета
«Александр Сергеевич — просто чудо русской поэзии! Находя настолько точные обороты для описания действительности и мира мечты и имея столь могучее умение складывать слова в строки, а строки в стихи, этот великий человек совсем не мнил себя «пупом земли» и был как никто иной близок к простому люду, которому безмерно сочувствовал и который безмерно любил. У него мы можем поучиться многим добродетелям, а талантом его восхищаются тысячи людей во всём мире и по сей день. И своим умением сочетать полёты к вершинам поэтического искусства с последующим покорение сердец миллионов с любовью к обычным житейским мелочам, к русскому народу и ко всему, что этому народу дорого, Александр Сергеевич покорил меня, пронзив чарующим глаголом до самой глубины души. Пушкин для меня — несомненный ориентир как в жизни, так и в творчестве», — поделился Давид Шефиев.
Поэт русского народа
Пока не требовали Саньки
К иной дуэли господа,
Он с детворой на горку санки
Катил без всякого стыда.
Любил духовную свободу,
И, слыша колокольный звон,
Быть может, к русскому народу
Был всех на свете ближе он.
Но лишь завидит ясный взор
Сатрапов подлые деянья,
Поэт одно твердит желанье -
Стереть и выжечь сей позор.
Ему чужда была богема,
И до последнего из дней
Был рад и овамо, и семо
Глаголом жечь сердца людей,
Чтоб слово русское живое
Пронесть сквозь грозные века,
Чтоб жизнь людей была легка,
А дух поэта спал в покое...
Ася Корнилова, 4 курс Академии психологии и педагогики
«Наверное, Пушкин навсегда запечатлелся в моей памяти таким, каким нам его преподносили в школе. Он казался недостижимым, всеобъемлющим, богоподобным. Из-за этого его образ складывался слишком идеальным, а потому всегда хотелось пойти против него, что-то нарушить. В нём действительно есть какой-то архетипический образ пророка, которого можно любить или ненавидеть, но к которому нельзя остаться равнодушным», — подчеркнула Ася Корнилова.
Будто бы я
Яро взываю к тебе, Господь,
Внемли моим словам!
Я разрываю свою же плоть,
Жертвуя хищным ртам.
Знает на вкус озорной язык
Острую сталь ножа,
Если наденут его на штык,
Тоже отдам — не жаль.
Печка в груди разгорится враз,
Пламени хватит впрок,
Господи, сделай хотя б на час,
Будто бы я — пророк.
Алексей Романенко, 2 курс магистратуры Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
«Ровно сто лет назад, в день рождения Пушкина, выступая в Доме литераторов, Александр Блок произнес: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая». И это действительно главное достоинства Пушкина — лёгкость. Его импровизации так же хороши, как и произведения, над которыми он сидел подолгу. Своим подходом к жизни он завещал поэтам всех времен писать сразу в печать, писать сразу на публику, писать сразу в жизнь, не пряча своё творчество, что называется, «в стол». Об этом и моё стихотворение», — рассказал Алексей Романенко.
Писать в стол
Поэт? Нет, так себя не назову.
Ведь доверять толпе слова и мысли...
Ой, как бы боком ничего не вышло!
Уж лучше буду я писать столу.
А что? Вполне достойный адресат,
Когда ж его стихов наполнят стопки,
Они костру послужат для растопки.
И не останется кто-либо виноват.
Никто не знает столько обо мне,
Как этот стол, здесь есть своя система.
Найти любой каракуль не проблема:
Вверху - на конкурсы и к датам о войне.
Чуть ниже слой о городе моём,
Публиковать планировал в газете,
Но вдруг испортят шелкопёры эти,
Да и вообще, гори оно огнём!
Писал вот эти — думал, что смешно.
Читал друзьям — сказали, что нормально.
Ну что ж я сам не вижу, что провально!?
Смеяться над бездарными грешно!
Вот это круто! Это ни о чём.
Такие мне показывать не стыдно.
Читайте, здесь меня почти не видно.
Мыслей набросано, и станется на том.
А в нижнем ящике, который издаёт
Неистовый как вдохновение скрежет,
Лежит блокнот. Не то, чтобы не тешит -
Пугает мысль, что кто-нибудь найдёт.
Там о плечах, улыбке и глазах,
И тысяча метафор к слову «небо».
О, Боже, даже вспоминать нелепо,
Но всё ж храню, пришедшее во снах.
Совру, что тянется, а всё ж за годом год
Сухой для хроники, а для меня сойдёт.
Tempus est optimus magister vitae,
И я расту, и стол со мной растёт.
Твердит мужчина, выйдя из кино,
Что в постмодерне красота исчезла,
Зачем марать бумагу? Бесполезно!
Всё умное придумано давно.
Ах, вырасти сейчас из-под земли
Мой стол в большом фойе кинотеатра,
Слова бы полетели словно ядра!
Нет. Времена поэтов не ушли.
В столах по миру прячутся стихи
И ждут лишь наступления минуты,
Когда доверит автор их кому-то,
И слушатель отметит: "Неплохи".
Тогда поэта не остановить,
И в ход пойдут уже любые средства:
Написанное в юности и в детстве,
И что блокнот о снах любви хранит.
В столах тяжёлых вы не прячьте строк,
Поэт — певец, зачем быть песне тайной?!
Не даром на картине за журнальным
Запечетлен кудрявый наш пророк.
Ред: Юля Сопрунова
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72309