Top.Mail.Ru
Южный федеральный университет | Пресс-центр: К слову о Малевиче: что помимо Чёрного супрематического квадрата оставил русскому и мировому искусству главный художник-авангардист

Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
23.02.2025

К слову о Малевиче: что помимо Чёрного супрематического квадрата оставил русскому и мировому искусству главный художник-авангардист

23.02.2025

23 февраля 1879 года, 146 лет назад, родился художник и теоретик искусства Казимир Малевич. Почему наследие художника так высоко ценится, правда ли, что Малевич «изобрёл» дизайн и за что мы до сих пор любим супрематизм, рассказывает доцент Южного федерального университета.

Всегда интересен, всегда актуален, всегда вызывает споры

Уникальные лоты выставил этой зимой на торги аукционный дом «Литфонд». Это два письма основоположника супрематизма, художника Казимира Малевича. Они были написаны в 1930 году и адресованы другу мастера и крупному партийному деятелю Кириллу Шутко. Малевич писал о трудностях, которые он испытывал в работе и о давлении на него со стороны руководства.

«Работать мешают здорово, устоять одному против новой волны после буржуазной трудно, устанешь, а я устоял. Я знаю, что как бы не обвиняли меня, как врага, все же на смену всему старому пойдут мои формы, и они идут. Только благодаря средневековому невежеству и отношению нашей передовой современности к новому, я могу пострадать как Бруно. Но мои формы останутся как остались доказательства Бруно».

Чем вообще Малевич жил в 1930-е годы? Мы знаем его по художественному оформлению оперы «Победа над Солнцем», премьера которой прошла в 1913 году, и по Последней футуристической выставке картин «0,10» 1917 года, где и появился «Чёрный квадрат».

Но Казимир Северинович творил несколько десятилетий и до, и после описанных событий. О судьбе человека, который сумел «преобразиться в нуле форм» рассказывает доцент кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств ЮФУ Юлия Гадзиян.

«Малевич — это очень значимая фигура в истории изобразительного искусства, потому что это первый человек, который принципиально отказался от копирования действительности и уподобился Творцу в создании новых форм», — поделилась Юлия Гадзиян.

Зачем делать хуже?

Осознанный творческий путь Казимир Малевич начал в возрасте 26 лет, когда переехал в Москву и стал учиться в студии Федора Ивановича Рерберга, не самого известного, но очень талантливого импрессиониста. Поэтому и первые картины Малевича были импрессионистскими: в технике импасто, с фактурными густыми мазками, с цветовой палитрой, передающей время года, время суток, погоду.  

«Для импрессионистов была свойственна ритмичность композиции, рябь объемных мазков, дымка, объединяющая всю работу и светящаяся пространственность, сквозь которую пробивается сюжет. Если нечему проявляться значит и нет работы», — рассказала Юлия Гадзиян.

После этого Малевич «уходит» к символистам: плоскостная живопись, мифологические сюжеты, некая коллажность. Пытается работать в стилистике Густава Климта, но оказывается не доволен, и убирает картину «Плащаница» из цикла своих работ.

Далее Малевича привлекают кубизм и кубофутуризм как у Пабло Пикассо с его новаторским подходом к формам, примитивизм как у Михаила Ларионова с его лубочными мотивами, фовизм как у Анри Матисса с его углубленнным пониманием цвета. В каждом из этих направлений Малевич подчеркивает нечто важное для будущего супрематизма, но ни в одном он не видит своё место.

«Попробовавший себя практически во всех направлениях живописи, взрослый Казимир Малевич, стал рассуждать примерно так: художник никогда не изобразит листок на дереве таким, каков он есть на самом деле. Виртуозный художник изобразит его замечательно, но всё же хуже оригинала. Из этого он сделал вывод: «Искусство творить и искусство повторить — это совершенно разные вещи». Вопрос «зачем делать хуже?» стал для супрематизма основополагающим», — подчеркнула Юлия Гадзиян.

Казимир Малевич отмечал: «Реалисты, перенося на холст живые вещи, лишают их жизни движения». Так он определил, как рисовать больше нельзя: «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой». И наконец, как рисовать нужно: «Мастер должен не копировать натуру, а создавать собственные художественные миры».

Гений мысли, отец русского дизайна

Супрематизм, сущность которого Малевич раскрыл во множестве своих теоретических трудов об искусстве, превзошёл все остальные стилистики и все остальные жанры, в которых работал Малевич, как по оценке самого художника, так и по влиянию на мировую культуру.

«Самое главное в творчестве — это идейный замысел. Малевич описывает в огромных количествах своих трудов концептуальное значение каждой фигуры. Он уделяет огромное внимание цвету, он уделяет огромное внимание формам. Он говорит, что цвет — это сильная живая материя, которая несёт в себе определённое смысловое и эмоциональное наполнение. И цвет в разных сферах действует по-разному, в разных сочетаниях форм он воздействует по-разному. Малевич признавал, что это уже не живопись, потому что для него супрематизм, его детище, значил намного больше, чем живопись, которая, по его словам, изжила себя. Оглядываясь назад, мы можем сказать, что Малевич изобрёл дизайн», — объяснила Юлия Гадзиян.

Казимир Северинович как дизайнер работал над созданием спецодежды. Именно он предложил, например, использовать оранжевый цвет в куртках железнодорожных рабочих, как наиболее контрастный, яркий и заметный. А врачам он советовал сменить белые халаты на бирюзовые, потому что белый, по его мнению, способен вызывать чувство страха.

«Творения Малевича хороши и на холстах, но по-настоящему они обретают жизнь в интерьере, в костюме, в предметном дизайне, в цвете одежды. Малевич создал всю действительность, в которой мы сейчас с вами живем», — добавила Юлия Гадзиян.

Пресловутый Чёрный квадрат

Трудно, говоря о Казимире Малевиче, обойти стороной нашумевшую работу «Чёрный квадрат» — картину, у которой одна половина зрителей ищет глубокий смысл, а вторая половина зрителей утверждает, что могли бы нарисовать не хуже.

Первые должны знать, что Чёрный квадрат не столько картина, сколько иллюстрация и манифест одноимённой книги Малевича, где смысл супрематизма раскрыт им на сотню страниц, так что ничего своего можно уже не придумывать.

Вторым полезно будет осознать, что «Чёрный квадрат» родился не просто так. Он вырвался из глубин души Казимира Малевича, когда тот переживал тяжелые терзания, горькие потери и кромешное одиночество.

«Три друга: поэт Алексей Крученых, композитор Михаил Матюшин и художник Казимир Малевич решили изменить этот мир. Доступные им орудия: музыка, стихи и живопись слились в одно произведение – пьесу «Победа над временем». Мы её знаем под другим, окончательным названием — «Победа над Солнцем», потому что именно Солнце «виновато» в том, что день сменяет ночь и время не может остановить свой ход. Малевича как декоратора не столько волновали костюмы и реквизит, сколько занавес — что-то большое и грандиозное, что будет знаменовать ту самую победу над Солнцем. Ведь если получится поймать белое и круглое Солнце в клетку противоположного цвета и противоположной формы, то начнется новая эра: свободная, чистая, без боли и страданий», — объяснила Юлия Гадзиян.

Изобразив чёрный квадрат на холсте, Малевич только закрепил эту философию, к которой шёл всю жизнь до этого, и которой стал следовать после. Чёрный квадрат стал его автографом и базовым элементом остальных картин. Свой последний автопортрет Казимир Северинович напишет в реалистичной манере, ведь супрематизм к тому времени окончательно впадет в немилость властей, но чёрный квадрат всё-таки будет на холсте — вместо подписи, в качестве имени Малевича.

Работать мешают здорово

Так, при каких же всё-таки обстоятельствах было написано то самое письмо, обнаружившееся у ейского краеведа, с которого мы начали наш материал?

В последние годы жизни Малевичу было очень сложно, потому что в 30-е годы в Советском Союзе авангард был под запретом. Вплоть до 1990-х единственным разрешенным направлением изобразительного искусства в России был социалистический реализм. Началось это с 1926 года, когда прекратил свое существование Ленинградский Институт художественной культуры (Гинхук) после статьи с критикой данного заведения.

«В 1927 году у Казимира Малевича прошла первая и последняя зарубежная выставка — сначала в Берлине, затем в Варшаве. Дальше он должен был ехать во Францию, где он бы «победил» Пикассо и всем бы доказал, кто главный художник планеты. Но его вызвали на родину — мол, только бумаги подписать, а потом уже во Францию. Но из страны его больше не выпустили, обвинили в шпионаже и устроили череду арестов, после которых у него откроется рак предстательной железы», — рассказала Юлия Гадзиян.

Малевич ушёл из жизни 15 мая 1935 года, но оставил огромный культурный пласт, состоящий не только из картин, но и из архитектурных шедевров, супрематичных витражей, концептуальных интерьеров, коллекций одежды и огромного количества идей, которые до сих пор используют российские и европейские дизайнеры.

Приходите на лекции

Своей любимой работой Малевича Юлия Гадзиян назвала картину «Точильщик» периода, когда художник увлекался кубофутуризмом. Кубизму присуща статичность и анализ формы предмета через разложение на фрагменты и подсказки, а футуризму — динамичность и наложение изображений будто фотографий. Кубофутуризм, в частности «Точильщик» Малевича, удивительным образом всё это в себе совмещает.

Больше о творчестве и личной жизни Казимира Севериновича Малевича можно узнать на лекции Юлии Гадзиян «Малевич/Шагал», которую она время от времени читает в открытых лекториях Юга России.

Автор текста: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77138

Дополнительные материалы по теме