
13 марта 1913 года, 112 лет назад, родился Сергей Михалков — советский и российский писатель, поэт, драматург и публицист. О работе военным корреспондентом в годы Великой Отечествееной войны, создании гимна СССР и лучших фронтовых стихах Сергея Михалкова рассказывает филолог Южного федерального университета.
«Все мои фронтовые стихотворения про детей ли, про войну — это я сам…»
Родители Сергея Михалкова уделяли большое внимание воспитанию детей. С детства будущий писатель много читал, а с девятилетнего возраста начал сам сочинять стихи, рассказы, басни.
Старший преподаватель кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Дарья Пономарева рассказала, что свои первые произведения маленький поэт не только размещал в школьной стенгазете, но и отправлял в редакции разных журналов.
«Когда Михалкову было 15 лет в журнале «На подъёме», который издавался в Ростове-на-Дону, было опубликовано его стихотворение «Дорога», а в 17 лет он отправился покорять столицу. В 1933 году в журнале «Огонёк» была опубликована песня «Марш эскадрилий». Позже это стихотворение напечатали и в «Правде». С этого момента молодой поэт начал сотрудничать с газетой «Известия», журналами «Пионер» и «Пионерская правда». Первая книга Михалкова вышла в свет в 1936 году, центральным произведением книги стала поэма «Дядя Стёпа». В 1937 году Михалков был принят в Союз писателей СССР, поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. Осенью 1939 года Михалков был призван в армию», — поделилась Дарья Пономарева.
24 июня 1941 года Михалков попадает под так называемый «писательский призыв». Писателя направляют в редакцию газеты Южного фронта «Во славу Родины». Появляются первые фронтовые стихи поэта, описывающие то, что переживал каждый человек, попавший на фронт с самого начала войны: бомбёжки, горечь отступления, гибель боевых товарищей, ожесточённые бои, первые героические подвиги фронтовиков. Вместе с войсками писатель прошел большой путь: Винница, Первомайск, Одесса, Кривой Рог, Николаев, Берислав – Каховка, Запорожье, Донбасс. Вместе с войсками военкор отступал до Сталинграда, был контужен.
«При этом практически в каждом номере газеты печатались его стихи. Им были свойственны идеологическая направленность, простая, незамысловатая интонация, родственная народной солдатской песне. В ноябре 1941 года Михалков был переведён спецкором центральной газеты Военно-воздушных сил СССР «Сталинский сокол». В эти годы появились такие проникновенные стихи о войне, как «Откуда ты», «Письмо из неволи», поэма «Мать солдатская» и другие. В марте 1943 года Михалков удостоился первой боевой награды – ордена Красной Звезды. Закончил войну Михалков в Вене в звании подполковника с орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды», — рассказала Дарья Пономарева.
Союз нерушимый республик свободных (1943)
В самый разгар войны в 1943 году Сталин принял решение изменить заимствованный у французов «Интернационал», который считался официальным гимном всех коммунистических партий мира. Для поднятия патриотического духа советского народа требовалось своё, национальное произведение. Была организована специальная комиссия во главе с маршалом Климентом Ворошиловым. В открытом конкурсе приняли участие 170 композиторов и поэтов, которые представили 223 варианта гимна.
«Но Михалкова не включили в комиссию по подготовке гимна. Это расстроило поэта, о чём он рассказал своему другу, сослуживцу и поэту Габриэлю Урекляну, который был известен под литературным псевдонимом Эль-Регистан. Уреклян уговорил Сергея Владимировича вместе разработать свой вариант песни и отправить на рассмотрение в Москву. В результате двухдневной напряжённой работы появился текст, который сразу же понравился композитору Дмитрию Шостаковичу», — поделилась Дарья Пономарева.
Стихи получили одобрение и Ворошилова. Потом последовали поправки Сталина, и в ночь на 1944 год по Всесоюзному радио прозвучал новый Гимн Советского Союза.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
Будущую Победу в Великой Отечественной войне провозглашал не только припев, но и финальный куплет:
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём!
В 1977 году Михалков создал вторую редакцию государственного гимна СССР. Там строки про победу в войне заменены на победу идей коммунизма. Наконец, в 2001 году поэт в третий раз стал автором текста государственного гимна, теперь уже Российской Федерации, этот гимн мы исполняем до сих пор.
Три товарища (1937)
Стихотворение «Три товарища», написанное до войны, в 1937 году, представляет собой практически пророческий рассказ о трёх товарищах, взятых фашистами в плен. Поэт рассказывает о мужественных людях, которые верны своему слову и своей Родине. Безымянные герои этого стихотворения, с одной стороны, самые обычные русские парни, а с другой – настоящие герои, мужество которых напоминает отвагу русских былинных богатырей. Как и многие герои фронтовой лирики Михалкова они лучшие представители народа, вставшего на защиту Родины, это и есть русский народ, объединенный природным чувством патриотизма.
Жили три друга-товарища
В маленьком городе Эн.
Были три друга-товарища
Взяты фашистами в плен.
Стали допрашивать первого.
Долго пытали его —
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.
Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй —
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.
Третий товарищ не вытерпел,
Третий — язык развязал:
«Не о чем нам разговаривать!»-
Он перед смертью сказал.
Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.
Десятилетний человек (1942)
Стихотворение «Десятилетний человек» Сергея Михалкова было написано в 1942 году. Основная тема стихотворения – ужасы войны, увиденные глазами десятилетнего мальчика, ребенка, лишенного детства, который по сути перестает быть ребенком. Герой вынужден быстро повзрослеть. Именно поэтому поэт ни разу не называет его ребенком, он «русоголовый десятилетний человек» с «недетскими глазами».
Сам Михалков так писал о своих фронтовых произведениях, в том числе и о стихотворении «Десятилетний человек»:
«С чистой совестью, как о самом святом, могу сказать: все мои фронтовые стихотворения про детей ли, про войну - это я сам, мои переживания, мои радости и боли, то, что прошло через мое сердце…»
Значимо, что национальное в этом стихотворении поднимается до общечеловеческого. Несмотря на боль и страдание, которыми пронизана каждая строка этого небольшого стихотворения, в нем утверждается ценность человеческой жизни, которая бессмысленно уничтожается на войне. Именно фигура маленького героя и становится символом этой жизни.
Детский ботинок (1944)
Стихотворение «Детский ботинок» было написано Михалковым под впечатлениями от посещения освобождённого концентрационного лагеря. Писатель был глубоко потрясён увиденным. В лагере «Майданек», освобождённом летом 1944 года, был обнаружен склад, где хранилась обувь, в том числе детская. Каждый ботинок на этом складе – это история смерти от рук фашистов, история отчаянной надежды и покорности перед страшной судьбой. Поэт с болью и гневом трижды повторяет «номер по книге», чтобы подчеркнуть масштабы этого злодеяния. При этом число это точное, не округлённое, «три тысячи двести девять», ведь за каждой цифрой стоит чья-то жизнь. Вещь погибшего, знак смерти, становится символом его жизни, которая была прожита и отдана не зря, пока живущие продолжают помнить о случившемся, о живых людях, которые стояли за этими цифрами, и делают все, чтобы ничего подобного больше не повторилось.
…Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
После победы (1943)
Стихотворение «После победы» было написано Михалковым во время войны, в 1943 году, и по сути тоже является поэтическим пророчеством, но уже о грядущей победе, которую с нетерпением и большой надеждой ждал русский народ. Это стихотворение стало символом эпохи, разделённой на две части – до и после Победы. В стихотворении рассказывается о том, как для многих жителей СССР первым признаком победы стали не салюты и парады, а окна жилых домов, с которых исчезла светомаскировка — символ горя, лишений и гибели мирных жителей.
«Характерно, что и в этом стихотворении поэта появляется образ детей, который символизирует приход новой мирной жизни. Именно дети в стихотворении встречают рассвет нового мирного дня, они – новое поколение, которое будет помнить о пережитых ужасах войны, но и начнет строить мирную жизни, восстановит города, будет помнить героев, которые сражались и отдавали свои жизни за Родину, чтить память и прославлять и павших, и живых. «После победы» — это гимн победившей Родины и благодарность ее героям», — подытожила Дарья Пономарева.
Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!
Автор текста: Екатерина Борисова
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77264