![](/files/imagecache/newsBig/presscenter/b10/c11/news_pic_id72040.jpg)
В честь празднования дня Великой Победы сотрудники Института истории и международных отношений совместно с ассистентами НОЦ «Школа молодого преподавателя ЮФУ» провели интервью с действительным членом Российской академии наук, доктором химических наук, профессором Владимиром Исааковичем Минкиным. Великий ученый поделился воспоминаниями о жизни в эвакуации.
Владимир Исаакович Минкин окончил химический факультет РГУ в 1957 году, степень доктора химических наук получил в 1966 году, в 1990 году избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1994 году академиком Российской академии наук. В настоящее время является научным руководителем Южного федерального университета. Трудно переоценить вклад в науку и жизнь нашего университета, который внес Владимир Минкин. Но даже лучшие из нас когда-то проживали тяжелые и страшные времена, и Владимир Исаакович не стал исключением. Его детские годы пришлись на один из самых страшных периодов в истории нашей страны, когда свист пуль и грохот от разрыва снарядов заглушали привычные звуки повседневной жизни советского гражданина.
Великая Отечественная война застала семью Минкиных, когда Владимиру Исааковичу было всего шесть лет, а его младшая сестра была совсем грудным ребенком.
Владимир Исаакович вспоминает о самых первых днях войны, когда он находился вдали от дома:
«Когда началась война, я был в детском санатории в Евпатории. В моих детских воспоминаниях о 22 июня сохранилась огромная стеклянная столовая, утро, гул. Это был тот день, когда ночью бомбили Севастополь. Нас, детей, собрали на завтрак. Для меня это была большая проблема, потому что кормили манной кашей, которую я не мог воспринять, и я был доволен тем, что воспитатели как-то не очень активно настаивали, а были явно насторожены.
Буквально в течение 2-3 дней всех детей собрали, погрузили и отправили в эшелонах. Как потом находили этих детей, не знаю… Но мне известно хорошо, что многие из них потерялись и оказались в детских домах».
К счастью, Владимиру Исааковичу удалось встретиться с матерью.
«В моей семье была еще маленькая сестра, еще совсем грудная. Мама была на тот момент в Ростове. И вот, когда эшелоны с детьми двинулись из Евпатории, моя мама каким-то образом смогла оставить сестру на попечение соседки и на перекладных вместе с мобилизованными солдатами добралась до Днепропетровска. Там два эшелона встретились: эшелон с детьми и тот, в котором ехала мама. Благодаря этому я остался в семье».
Отец Владимира Исааковича с первых дней войны был привлечен к работе железнодорожников в Ростове-на-Дону:
«Мой отец был начальников станции Ростов-Главный. Когда началась война, всех железнодорожников собрали в районе главного корпуса железнодорожной станции…Отец получил 2 или 3 кубика – лейтенант или старший лейтенант.
Потом вышел приказ Сталина о том, чтобы железнодорожников перевести в железнодорожные войска (речь идет о приказе «О передаче железнодорожных войск народному комиссариату путей сообщения от 10 января 1942 г.» – прим.), для того чтобы они занимались снабжением армии.
Отец был на фронте первые полгода-год. Он проявил себя хорошо, имел боевой орден. Но затем он был переведен в министерство (наркомат – прим.) для организации более масштабной подготовки по снабжению.
Отец – человек и организатор очень опытный. В свое время он был первым секретарем горкома комсомола Ростова-на-Дону, а затем первым секретарем горкома Комсомольска-на-Амуре. Он был первым строителем этого города, членом центрального комитета ВЛКСМ.
В 1938 году были репрессии, но мой отец был реабилитирован и полностью восстановлен. Это обстоятельство позволяло ему помогать семье. Других средств на существование не было, все осталось в Ростове (на тот момент семья Минкиных уже находилась в эвакуации – прим.). Но благодаря тому, что он присылал нам свой паек, мы смогли выжить».
Владимир Исаакович с сестрой и мамой были эвакуированы из Ростова-на-Дону, их эвакуация протянулась через всю страну в город Фрунзе (в настоящее время город Бишкек). Дорога давалась сложно, на тот момент совсем еще маленькому Владимиру Исааковичу запомнился огромный железнодорожный узел в Минеральных водах, где он сразу научился читать. После Минеральных вод ехали в город Нальчик, по пути в который попали под вражеский огонь:
«Я помню ослепительно солнечный день. Стоит наш эшелон, переполненный, в котором эвакуируются женщины с детьми, следующая колея – эшелон с раненными, а следующий – эшелон со снарядами.
И вот я стою с этой книжкой («Сказки дядюшки Римуса. Братец-лис и Братец-кролик» – прим.) в прекрасный солнечный день и вижу, что летит самолет с крестами на крыльях. Потом я узнал, что это самолет «Рама» (немецкий разведывательный самолет Fw-189, в советское время получивший сокращенное название «Рама» – прим.). Это не бомбардировщик, а наблюдатель. Он сделал несколько кругов, и я с интересом наблюдал за этим делом.
Ситуация к тому времени складывалась так, что не было никаких выстрелов, ничего. «Рама» нес одну или две бомбы и сбросил одну из них на эшелон со снарядами. Они начали рваться. Наш эшелон не был уничтожен моментально только потому, что его блокировал эшелон с раненными.
Все женщины похватали детей, сумки, бросились в поле убегать. А куда бежать моей маме? У нее я 6-летний, сестрица, которой 6 месяцев. Я помню, что она не побежала, бросила нас на пол, накрыла чем-то и сама упала сверху. Это нас спасло. Машинист потихоньку сообразил, двинулся, и ушел из-под этой ситуации со рвущимися снарядами. А те, кто убежал, потом с трудом догоняли этот эшелон».
Ценность знаний Владимир Исааков осознал еще в детские годы.
«Мой первый жизненный опыт был в том, что знания приносят очень большую пользу и даже могут пищу дать. Мы остановились в Нальчике. Принимали нас очень хорошо кабардинские дети. Я не помню, где мы там размещались, но у меня была та самая книжка («Сказки дядюшки Римуса. Братец-лис и Братец-кролик» – прим.), и детишки местные очень просили им почитать ее. Я читал, а мне приносили пирожки. Я помню их до сих пор, замечательные пирожки с печенкой. Так что имейте в виду, наука кормит!
Дальше была очень сложная, извилистая дорога. Баку, Каспийское море. Мы перебрались на корабле в Красноводск, в совершенно невероятные среднеазиатские степи. В конце концов наша семья оказалась в городе Фрунзе на тот момент, сейчас он называется Бишкек. Там я поступил в первый класс, окончил школу. Эвакуированные преподаватели были совершенно замечательными. Я помню свою первую учительницу. Она учила меня декламировать стихи, почему-то Лермонтова».
Новости с фронта получали через полевую почту, письма читала мама.
О том, как сообщили о Великой Победе 9 мая 1945 года, Владимир Исаакович вспоминает с трепетом и улыбкой:
«Это был совершенно невероятный праздник. В то время мы жили под Москвой, это было Болшево, сейчас он называется Королев. Это тот самый знаменитый город, в котором наши космические дела творятся. Мне на тот момент было 10 лет. Я попытался уехать в Москву, потому что было известно, что будет парад. Но мне не удалось. Это был действительно период невероятного ликования, надежд, ожиданий колоссальных изменений!».
Сегодня, благодаря таким выдающимся деятелям науки, как Владимир Минкин, Южный федеральный университет имеет твердую опору и уверенность в завтрашнем дне. Поэтому нам в конце интервью было очень интересно узнать, что Владимир Исаакович мог бы пожелать нынешнему студенту:
«Я бы хотел пожелать всем молодым людям стараться каждый день достичь хоть чуть-чуть чего-то большего, в том, чего вы уже достигли, испытали. Это не только какие-то знания, это ощущения, чувства, мировоззрение, знакомство с культурой, литературой, искусством. Я желаю вам не стоять на месте, а двигаться вперед, пусть и маленькими шагами»
Коллектив Института истории и международных отношений в лице Елены Кринко, Дарьи Леоновой и Елизаветы Глазуновой выражает огромную благодарность Владимиру Исааковичу Минкину за встречу, а также поздравляет всех с праздником Великой Победы!
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/72040